О системе групповой семейной логопсихотерапии
В основе работы нашего Центра с заикающимися детьми лежит система семейной логопсихотерапии. В настоящее время она адаптирована для заикающихся детей раннего (до 3х лет) и дошкольного (3-6 лет) возраста. Однако в основе лежат общие традиции, механизмы и принципы.
Определение.
Система семейной групповой логопсихотерапии – модель формирования эффективного речевого общения в разновозрастной группе с участием всех членов семьи.
Данная система представляет собой сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии, направленное на восстановление нарушенной речевой коммуникации у заикающихся подростков и взрослых.
Отличительной особенностью этой программы от других логопедических технологий можно назвать то, что личностно-ориентированная направленность коррекционного процесса связывает реабилитацию заикающихся с восстановлением речи не самой по себе, а в контексте восстановления нарушенного общения.
Важной составляющей нашей работы является гармонизация детско-родительских и внутрисемейных отношений. Вместе с родителями мы формируем плавную речь ребенка, вызывая состояния речевого успеха и коммуникативного удовольствия. Чтобы избежать рецидивов заикания, данную работу нужно проводить длительно и систематически.
История.
Метод групповой логопсихотерапии разработала в 1960-1990 гг. Юлия Борисовна Некрасова. В настоящее время работа ведется под общим руководством доктора психологических наук, ведущего сотрудника Психологического института Российской Академии Образования Наталии Львовны Карповой. В 2002 году впервые по методу семейной логопсихотерапии в Таганроге на базе МБДОУ «Здоровый ребенок» начала работать экспериментальная группа для заикающихся дошкольников (Т.А. Соловьева, Л.П. Приходько, Н.В. Зиздо, Е.В Самохвалова, А.Ю. Кругликова, И.В. Янченко). .В 2016 г. открыт единственный в стране речевой центр, имеющий на постоянной основе группы для заикающихся детей 2-3, 3-4 и 5-6 лет, младших школьников 7-12 лет, подростков и взрослых от13 лет.
Логопсихотерапевтические технологии для детей:
-
адаптированный для детей сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии – сеанс-сказка;
-
ролевая игра;
-
полный стиль произношения как ведущая логопедическая технология;
-
дыхательная зарядка А.Н.Стрельниковой;
-
система постановки голоса;
-
речь, сопровождающая ручную деятельность;
-
логоритмические упражнения;
-
релаксационные упражнения;
-
театральные постановки;
-
сказкотерапия (библиотерапия для родителей);
-
психотерапевтические беседы для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
Индивидуальные занятия предшествуют либо сочетаются с групповой работой. Используются логопедические технологии по нормализации темпо-ритмической стороны речи, логопедический массаж, метод БОС (биологической обратной связи), методы психологической поддержки и немедицинской психотерапии.
Этапы работы:
-
этап индивидуальной работы, проводится в течение 1-6 месяцев года;
-
этап групповой работы, проводится в течение первого года обучения в обязательном комплексе с индивидуальной работой; методы работы меняются в зависимости от этапа: начинают с режима ограничения речи и завершают спонтанной разнотемповой речью в различных ситуациях общения;
-
активная логопсихотерапия; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» по 2 часа в день в течение одной недели;
-
этап групповой работы, проводится в течение второго года обучения, включает обучение грамоте и подготовку к школе;
-
активная логопсихотерапия; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» по 4 часа в день в течение одной недели;
-
контрольно-поддерживающий этап, начинается спустя 2-3 месяца после активной логопсихотерапии; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» в течение одной недели;
-
этап поддержки речи, посещение кружка развития речевого общения и сценического мастерства два раза в неделю по 1 часу.
Специалисты.
Весь комплекс работы по устранению заикания проводят семейные логопсихотерапевты, прошедшие специализацию по системе семейной групповой логопсихотерпии. Данная специализация базируется на высшем профессиональном логопедическом и психологическом образовании.
Результаты работы.
У участников групп логопсихотерапии формируются:
-
грамотная, плавная, четкая и уверенная речь;
-
состояния речевого успеха и коммуникативного удовольствия;
-
широкий спектр средств общения во взаимодействии с другими детьми и взрослыми;
-
понимание эмоциональных состояний партнеров по общению и своих собственных, их вербализация, рефлексия (с помощью взрослого).
-
готовность к публичному выступлению перед разнообразной аудиторией.
Достижения.
О работе групп сняты научно-документальные фильмы «Человек может все» (1986, Т/О «Экран», реж. А. Шувиков), «Человек может все – 2» (2001, «СКИП-фильм», реж. А. Шувиков). Опыт работы обобщен и опубликован на сайте Психологического института РАО. Коллектив является лауреатом Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» (2006, 2015, 2016) и Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы» (2014, 2015). На материалах научно-экспериментальной работы групп логопсихотерапии защищены две докторские и пять кандидатских диссертаций. Созданы специализированные программы для лиц с заиканием и иными формами речевых патологий. Опубликованы монографии, коллективные монографии, многочисленные статьи в ведущих журналах и сборниках научно-практических конференций. Коллективная монография отмечена Дипломом Российского психологического общества (2012 г).
Мы учим разговаривать! Скажи легко!