О системе групповой семейной логопсихотерапии

В основе работы нашего Центра с заикающимися детьми лежит система семейной логопсихотерапии. В настоящее время она адаптирована для заикающихся детей раннего (до 3х лет) и дошкольного (3-6 лет) возраста. Однако в основе лежат общие традиции, механизмы и принципы.

Определение.

Система семейной групповой логопсихотерапии – модель формирования эффективного речевого общения  в разновозрастной группе с участием всех членов семьи.

Данная система представляет собой сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии, направленное на восстановление нарушенной речевой коммуникации у заикающихся подростков и взрослых.

Отличительной особенностью этой программы от других логопедических технологий можно назвать то, что личностно-ориентированная направленность коррекционного процесса связывает реабилитацию заикающихся с восстановлением речи не самой по себе, а в контексте восстановления нарушенного общения.

Важной составляющей нашей работы является гармонизация детско-родительских и внутрисемейных отношений. Вместе с родителями мы формируем плавную речь ребенка, вызывая состояния речевого успеха и коммуникативного удовольствия. Чтобы избежать рецидивов заикания, данную работу нужно проводить длительно и систематически.

 

История.

Метод групповой логопсихотерапии разработала в 1960-1990 гг. Юлия Борисовна Некрасова. В настоящее время работа ведется под общим руководством доктора психологических наук, ведущего сотрудника Психологического института Российской Академии Образования Наталии Львовны Карповой. В 2002 году впервые по методу семейной логопсихотерапии в Таганроге на базе МБДОУ «Здоровый ребенок» начала работать экспериментальная группа для заикающихся дошкольников (Т.А. Соловьева, Л.П. Приходько, Н.В. Зиздо, Е.В Самохвалова, А.Ю. Кругликова, И.В. Янченко). .В 2016 г. открыт единственный в стране речевой центр, имеющий на постоянной основе группы для заикающихся детей 2-3, 3-4 и 5-6 лет, младших школьников 7-12 лет, подростков и взрослых от13 лет.

 

Логопсихотерапевтические технологии для детей:

  • адаптированный для детей сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии – сеанс-сказка;

  • ролевая игра;

  • полный стиль произношения как ведущая логопедическая технология;

  • дыхательная зарядка А.Н.Стрельниковой;

  • система постановки голоса;

  • речь, сопровождающая ручную деятельность;

  • логоритмические упражнения;

  • релаксационные упражнения;

  • театральные постановки;

  • сказкотерапия (библиотерапия для родителей);

  • психотерапевтические беседы для родителей.

 

Индивидуальная работа с детьми.

Индивидуальные занятия предшествуют либо сочетаются с групповой работой. Используются логопедические технологии по нормализации темпо-ритмической стороны речи, логопедический массаж, метод БОС (биологической обратной связи), методы психологической поддержки и немедицинской психотерапии.

 

Этапы работы:

  1. этап индивидуальной работы, проводится в течение 1-6 месяцев года;

  2. этап групповой работы, проводится в  течение первого года обучения в обязательном комплексе с индивидуальной работой; методы работы меняются в зависимости от этапа: начинают с режима ограничения речи и завершают спонтанной разнотемповой речью в различных ситуациях общения;

  3. активная логопсихотерапия; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» по 2 часа в день в течение одной недели;

  4. этап групповой работы, проводится в  течение второго  года обучения, включает обучение грамоте и подготовку к школе;

  5. активная логопсихотерапия; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» по 4 часа в день в течение одной недели;

  6. контрольно-поддерживающий этап, начинается спустя 2-3 месяца после активной логопсихотерапии; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» в течение одной недели;

  7. этап поддержки речи, посещение кружка развития речевого общения и сценического мастерства два раза в неделю по 1 часу.

 

Специалисты.

Весь комплекс работы по устранению заикания проводят семейные логопсихотерапевты, прошедшие специализацию по системе семейной групповой логопсихотерпии. Данная специализация  базируется на высшем профессиональном логопедическом и психологическом образовании.

 

Результаты работы.

У  участников групп логопсихотерапии  формируются:

  • грамотная, плавная, четкая  и уверенная речь;

  • состояния речевого успеха и коммуникативного удовольствия;

  • широкий спектр средств общения во взаимодействии с другими детьми и взрослыми;

  • понимание эмоциональных состояний партнеров по общению и своих собственных, их вербализация, рефлексия (с помощью взрослого).

  • готовность к публичному выступлению перед разнообразной аудиторией.

 

Достижения.

О работе групп  сняты  научно-документальные фильмы  «Человек может все»  (1986,  Т/О «Экран»,  реж. А. Шувиков), «Человек может все – 2» (2001, «СКИП-фильм», реж. А. Шувиков). Опыт работы обобщен и опубликован на сайте Психологического института РАО. Коллектив является лауреатом Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» (2006, 2015, 2016) и Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы» (2014, 2015). На материалах научно-экспериментальной работы групп логопсихотерапии защищены две докторские и пять кандидатских диссертаций. Созданы специализированные программы для лиц с заиканием и иными формами речевых патологий. Опубликованы монографии, коллективные монографии, многочисленные статьи в ведущих журналах и сборниках научно-практических конференций. Коллективная монография отмечена Дипломом Российского  психологического общества (2012 г).

 

Мы учим разговаривать! Скажи легко!

©2020

Центр развития и коррекции речи И.В.Янченко

Время работы: с 9 до 20.00. Прием ведется по предварительной записи.