Заикание у взрослых

Работа с заикающимися людьми разного возраста (взрослыми, подростками, младшими школьниками, дошкольниками) является нашим профессиональным как практическим, так и теоретическим интересом более 25 лет. В самом начале подготовительного этапа работы пациенты и их родители пишут нам письма. Далее мы цитируем некоторые из них.

 

Определение.

Заиканием страдает примерно 3% взрослого и 5% детского населения.  Давно ушли в прошлое взгляды, согласно которым заикание рассматривалось как просто «поломка» речи. Сами заикающиеся говорят о том, что заикается  в них не только «речевой аппарат», но и вся личность в целом. Психологические исследования  показывают, что заикание – это прежде всего нарушение системы общения, приводящее к изменениям личности заикающегося и мешающее реализации жизненных планов.

В школе семейной логопсихотерапии понимают заикание как сложное психофизиологическое состояние, которое выражается в нарушениях темпа, ритма и плавности  речи и проявляется в ситуациях значимого общения на фоне отрицательных эмоциональных состояний, что ведет к деформации личности заикающихся.

«Мне трудно знакомиться на улице с девушками. Единственное, что я могу спросить у них без запинок: «Который час?»

«Самое страшное для меня – назвать остановку в маршрутном такси. Поэтому я жду, пока выйдет кто-нибудь из пассажиров и выхожу вместе с ним: что мне, трудно, что ли, вернуться пару остановок назад?!»

«Рабочего телефона я боюсь, как огня. Особенно начала разговора. Мне приходится каждый раз собираться с силами, чтобы сделать звонок. Или вообще выходить в коридор, чтобы сослуживцы не могли услышать мои запинки».

 

Симптоматика.

Помимо речевых судорог (тонических, клонических, дыхательных, голосовых, артикуляционных), к проявлениям заикания относятся нарушения дыхания и вегетативных реакций, сопутствующие движения, речевые эмболы, наличие трудных звуков П, Т, К, мешающих речевому высказыванию, а также логофобический синдром (страх речи). В подростковом возрасте страх речи может доминировать.

 «Во время речевых отступлений заикающимся владеет одна единственная эмоция – страх. В моем случае проявления страха выглядят так: за некоторое время до предполагаемого события я начинаю нервничать и все сильнее по мере приближения к сроку. В животе чуть выше пупка ощущается как бы тяжесть и напряжение. Во время речи тело окаменевает, особенно ноги. Дышать тяжело».

 

По мере увеличения стажа заикания пациенты учатся скрывать свой речевой дефект.

«В детстве от того, что я задыхался, я сильно краснел и, кажется, потел. Мне было очень жарко. Когда шел от классной доски на свое место, ноги подкашивались. Было невыносимо стыдно. Став постарше, я научился каким-то образом избегать публичных выступлений или делать это крайне лаконично».

 

Этиология.

Для запуска механизма заикания необходимо сочетание предрасполагающих и провоцирующих факторов.

А. Предрасполагающие причины.

  • Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет); возникновение заикания приходится на период формирования речевой функциональной системы, а именно на период координации дыхания, фонации, артикуляции и центральной нервной системы. Бывают случаи, но очень редко, когда заикание возникает во взрослом возрасте.

  • Особое состояние центральной нервной системы. Заикание – это заболевание нервной системы. Чаще всего в записях результатов электроэнцефалограмм мы видим данные, свидетельствующие о рассеянных нарушениях в подкорковых структурах, отвечающей за перераспределение тонуса мышц. Данная симптоматика является следствием осложненного течения беременности и родов.

  • Наследственный фактор. Нередки случаи, когда заикание возникает у близких и дальних родственников. Однако передается не само заикание, а определенная слабость центральных речевых механизмов. Генетически передаются такие особенностей высшей нервной деятельности, как повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность или ускоренный темп речи и движений. Генетическая наследственность проявляется при наличии дополнительной вредности. Также нельзя отрицать и механизм подражания заикающимся членам семьи.

  • Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. Речевая функциональная система ранима в случае интенсивного развития речи после задержки речевого развития (в 3,5 – 4,5 года). Детей с ранним появлением развернутой фразы – а заикание появляется только с момента появления фразы - (в 1,6-1,8 года) – тоже можно отнести к группе риска. Речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на физиологических речевых повторах могут провоцировать заикание.

  • Функциональная ассиметрия мозга. У заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи. Также заикание может возникнуть при отсутствии четких латерализаций в межполушарных связях – тогда, когда ребенок пользуется одновременно и  правой, и  левой руками, либо при грубом переучивании с левой руки на правую. Заикание может возникнуть, когда ребенок начинает говорить сразу на нескольких языках.

  • Половой деморфизм. У мальчиков заикание встречается в 3- 4 раза чаще, чем у девочек.

Б. Производящие причины.

  • Хронические психические травмы, которые могут быть связаны, например, с напряженным психологическим климатом в семье. Неблагополучные детско-родительские отношения в семье также можно отнести к хроническим психотравмам. Очень часто семейные истории заикающихся детей трагичны или печальны.

«Причиной заикания  стали конфликты со старшим братом в связи с уходом отца из семьи»;

«Речевые запинки появились у ребенка 3-х лет в связи с отъездом матери на заработки в Москву и спонтанно прекратились по ее приезду».

  • Острые психические травмы.

 «Заикание возникло в возрасте 5 лет после испуга при просмотре американского мультфильма. Вначале постепенно, потом наступило резкое ухудшение; «заикание возникло в 6 лет после сильного испуга собакой с потерей речи на три дня».

Формы заикания.

Заикание невротическое – заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; синоним термина «заикание функциональное», «логоневроз».

Заикание неврозоподобное – заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; чаще всего вызывается органическим поражением центральной нервной системы; синоним термина «заикание органическое».

Чаще на практике бывает смешанная форма заикания.

 

Методика.

Система семейной групповой логопсихотерапии является одной из наиболее эффективных и перспективных в плане восстановления и формирования полноценного речевого общения.

Мы учим разговаривать! Скажи легко!

©2020

Центр развития и коррекции речи И.В.Янченко

Время работы: с 9 до 20.00. Прием ведется по предварительной записи.