Технологии работы с заиканием у взрослых

Система семейной групповой логопсихотерапии – модель формирования эффективного речевого общения  в разновозрастной группе с участием всех членов семьи.

Данная система представляет собой сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии, направленное на восстановление нарушенной речевой коммуникации у заикающихся подростков и взрослых.

 

Из истории создания.

Метод групповой логопсихотерапии разработала в 1960-1990 гг. Юлия Борисовна Некрасова. 

В настоящее время руководителем системы семейной логопсихотерапии является доктор психологических наук, ведущий сотрудник Психологического института РАО Карпова Наталия Львовна.

 

География.

Сегодня группы семейной логопсихотерпии для заикающихся дошкольников, школьников, подростков и взрослых успешно работают в Москве, Таганроге,Самаре и Самарской области, Владивостоке, Саратове.

В основе метода:

  • теория отношений и «лечебного перевоспитания» личности В.Н. Мясищева;

  • теория общения А.А. Бодалева;

 

  • теория коммуникативной функции речи Н.И. Жинкина;

 

  • метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М.Дубровского;

 

  • теория и практика творческой коррекционной педагогики А.С.Макаренко.

 

 

Логопсихотерапевтические технологии:

  • библиотерапия (сказкотерапия);

  • сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии;

  • полный стиль произношения как ведущая логопедическая технология;

  • дыхательная зарядка Стрельниковых;

  • система постановки голоса;

  • коммуникативный тренинги;

  • психотерапевтические беседы;

  • система телесно-ориентированных упражнений;

  • релаксационные упражнения;

  • публичные выступления.

Этапы работы:

  1. подготовительный, проводится в течение 0,5-1 года, в основе – методы психодиагностики, библиотерапии и логопедичеческой диагностики;

  2. сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, направленный на одномоментное снятие заикания; после него на участников групп накладывается 3-дневное молчание;

  3.  активная логопсихотерапия; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» в течение 2-4х недель;

  4. контрольно-поддерживающий этап, начинается спустя 2-3 месяца после активной логопсихотерапии; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» в течение 1-2 недель;

  5. этап «стариковства»; выпускники групп помогают новым участникам групп и являются со-руководителями групп.

 

Индивидуальная работа.

Индивидуальные занятия предшествуют либо сочетаются с групповой работой. Используются логопедические технологии по нормализации темпо-ритмической стороны речи, логопедический массаж, метод БОС (биологической обратной связи), методы психологической поддержки и немедицинской психотерапии.

Специалисты.

Весь комплекс работы по социореабилитации человека с нарушенной речевой коммуникацией проводят семейные логопсихотерапевты. Они проходят специализацию по семейной групповой логопсихотерпии, которая базируется на высшем профессиональном логопедическом и психологическом образовании.

 

Результаты работы.

У  участников групп логопсихотерапии  формируется широкий спектр коммуникативно-речевых качеств:

  • грамотная, плавная, четкая  и уверенная речь;

  • способность убеждать и договариваться с собеседником;

  • готовность к публичному выступлению  перед разнообразной аудиторией;

  • способность организовать и провести эффективную         презентацию и самопрезентацию.

  •  готовность участвовать в дискуссии, работать в команде, т.е. готовность позиционировать себя как КОММУНИКАТИВНО УСПЕШНОГО человека. 

 

Достижения.

О работе групп  сняты  научно-документальные фильмы  «Человек может все»  (1986,  Т/О «Экран»,  реж. А. Шувиков), «Человек может все – 2» (2001, «СКИП-фильм», реж. А. Шувиков). Опыт работы обобщен и опубликован на сайте Психологического института РАО. Коллектив является лауреатом Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» (2006, 2015, 2016) и Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы» (2014, 2015). На материалах научно-экспериментальной работы групп логопсихотерапии защищены две докторские и пять кандидатских диссертаций. Созданы специализированные программы для лиц с заиканием и иными формами речевых патологий. Опубликованы монографии, коллективные монографии, многочисленные статьи в ведущих журналах и сборниках научно-практических конференций. Коллективная монография отмечена Дипломом Российского  психологического общества (2012 г).

  

Логопсихотерапия  в Таганроге.

Группы семейной логопсихотерапии функционируют в г.Таганроге с 1999г. В 2016 г. открыт единственный в стране речевой центр, имеющий на постоянной основе группы для заикающихся детей 3-4 и 5-6 лет, младших школьников 7-12 лет, подростков и взрослых от13 лет

 

В нашем речевом Центре знают ключ к созданию и закреплению состояний речевого успеха. Скажи легко!