Технологии работы с заиканием у взрослых
Система семейной групповой логопсихотерапии – модель формирования эффективного речевого общения в разновозрастной группе с участием всех членов семьи.
Данная система представляет собой сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии, направленное на восстановление нарушенной речевой коммуникации у заикающихся подростков и взрослых.
Из истории создания.
Метод групповой логопсихотерапии разработала в 1960-1990 гг. Юлия Борисовна Некрасова.
В настоящее время руководителем системы семейной логопсихотерапии является доктор психологических наук, ведущий сотрудник Психологического института РАО Карпова Наталия Львовна.
География.
Сегодня группы семейной логопсихотерпии для заикающихся дошкольников, школьников, подростков и взрослых успешно работают в Москве, Таганроге,Самаре и Самарской области, Владивостоке, Саратове.
В основе метода:
-
теория отношений и «лечебного перевоспитания» личности В.Н. Мясищева;
-
теория общения А.А. Бодалева;
-
теория коммуникативной функции речи Н.И. Жинкина;
-
метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М.Дубровского;
-
теория и практика творческой коррекционной педагогики А.С.Макаренко.
Логопсихотерапевтические технологии:
-
библиотерапия (сказкотерапия);
-
сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии;
-
полный стиль произношения как ведущая логопедическая технология;
-
дыхательная зарядка Стрельниковых;
-
система постановки голоса;
-
коммуникативный тренинги;
-
психотерапевтические беседы;
-
система телесно-ориентированных упражнений;
-
релаксационные упражнения;
-
публичные выступления.
Этапы работы:
-
подготовительный, проводится в течение 0,5-1 года, в основе – методы психодиагностики, библиотерапии и логопедичеческой диагностики;
-
сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, направленный на одномоментное снятие заикания; после него на участников групп накладывается 3-дневное молчание;
-
активная логопсихотерапия; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» в течение 2-4х недель;
-
контрольно-поддерживающий этап, начинается спустя 2-3 месяца после активной логопсихотерапии; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» в течение 1-2 недель;
-
этап «стариковства»; выпускники групп помогают новым участникам групп и являются со-руководителями групп.
Индивидуальная работа.
Индивидуальные занятия предшествуют либо сочетаются с групповой работой. Используются логопедические технологии по нормализации темпо-ритмической стороны речи, логопедический массаж, метод БОС (биологической обратной связи), методы психологической поддержки и немедицинской психотерапии.
Специалисты.
Весь комплекс работы по социореабилитации человека с нарушенной речевой коммуникацией проводят семейные логопсихотерапевты. Они проходят специализацию по семейной групповой логопсихотерпии, которая базируется на высшем профессиональном логопедическом и психологическом образовании.
Результаты работы.
У участников групп логопсихотерапии формируется широкий спектр коммуникативно-речевых качеств:
-
грамотная, плавная, четкая и уверенная речь;
-
способность убеждать и договариваться с собеседником;
-
готовность к публичному выступлению перед разнообразной аудиторией;
-
способность организовать и провести эффективную презентацию и самопрезентацию.
-
готовность участвовать в дискуссии, работать в команде, т.е. готовность позиционировать себя как КОММУНИКАТИВНО УСПЕШНОГО человека.
Достижения.
О работе групп сняты научно-документальные фильмы «Человек может все» (1986, Т/О «Экран», реж. А. Шувиков), «Человек может все – 2» (2001, «СКИП-фильм», реж. А. Шувиков). Опыт работы обобщен и опубликован на сайте Психологического института РАО. Коллектив является лауреатом Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» (2006, 2015, 2016) и Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы» (2014, 2015). На материалах научно-экспериментальной работы групп логопсихотерапии защищены две докторские и пять кандидатских диссертаций. Созданы специализированные программы для лиц с заиканием и иными формами речевых патологий. Опубликованы монографии, коллективные монографии, многочисленные статьи в ведущих журналах и сборниках научно-практических конференций. Коллективная монография отмечена Дипломом Российского психологического общества (2012 г).
Логопсихотерапия в Таганроге.
Группы семейной логопсихотерапии функционируют в г.Таганроге с 1999г. В 2016 г. открыт единственный в стране речевой центр, имеющий на постоянной основе группы для заикающихся детей 3-4 и 5-6 лет, младших школьников 7-12 лет, подростков и взрослых от13 лет
В нашем речевом Центре знают ключ к созданию и закреплению состояний речевого успеха. Скажи легко!