О системе групповой семейной логопсихотерапии

О системе.

Система семейной групповой логопсихотерапии является одной из наиболее эффективных и перспективных в плане восстановления и формирования полноценного речевого общения при заикании. Уникальность данной системы заключается в одновременном логопедическом, психологическом и психотерапевтическом воздействии.

Важной составляющей нашей работы является гармонизация детско-родительских и внутрисемейных отношений. Вместе с родителями мы формируем плавную речь, вызывая состояния речевого успеха и коммуникативного удовольствия. Чтобы избежать рецидивов заикания, данную работу нужно проводить длительно и систематически.

Процесс творческой социореабилитации позволяет восстановить полноценное диалогическое общение и тем самым осуществить глубокую перестройку личности – из «больной», неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной – в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, стрессоустойчивой, социально активной. Так воспитываются качества мастера публичной речи.

 

Приведем примеры наших выпускников.

«Говорю с кем хочу, как хочу и когда хочу, не задумываюсь, как и что сказать».

«Недавно пересказывала в компании сюжет фильма, все слушали с открытыми ртами, а потом признались, что мой рассказ был такой захватывающий, что с интересом ждали кульминации сюжета».

«Стал с удовольствием говорить тосты и пожелания при торжественных событиях в большой компании».

 «Сейчас – чтение лекций перед аудиторией в 70-80 человек, выступление на конференциях, заключение договоров с обсуждением всех сопутствующих нюансов, участие в совещаниях... В общем, общения мне хватает...»

Мы берем на вооружение лозунг бывшего заикавшегося, а затем – специалиста в области коррекции заикания, И. Тартаковского: «Каждый заикающийся может и обязан стать оратором!» Историки утверждают, что заикался Аристотель, который впоследствии считался «учителем, который, знает всё». Известный древнегреческий оратор Демосфен страдал тяжелым заиканием и только ценой постоянного и упорного труда добился признания современников. Заикалась Мерилин Монро, которая благодаря огромным усилиям над собой стала одной из самых обаятельных женщин планеты. Этот список выдающихся людей можно продолжать, поэтому мы любим говорить: «Если ты заикаешься – радуйся, значит, ты в хорошей компании»! Каждый из вас может стать оратором!

 

Определение.

Система семейной групповой логопсихотерапии – модель формирования эффективного речевого общения  в разновозрастной группе с участием всех членов семьи. Данная система представляет собой сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии, направленное на восстановление нарушенной речевой коммуникации у заикающихся подростков и взрослых.

Из истории создания.

Метод групповой логопсихотерапии разработала в 1960-1990 гг. Юлия Борисовна Некрасова.

 

В настоящее время руководителем системы семейной логопсихотерапии является доктор психологических наук, ведущий сотрудник Психологического института Российской Академии Образования Наталия Львовна Карпова.

География.

Сегодня группы семейной логопсихотерпии для заикающихся дошкольников, школьников, подростков и взрослых успешно работают в Москве, Таганроге,Самаре и Самарской области, Владивостоке, Саратове.

В основе метода:

  • теория отношений и «лечебного перевоспитания» личности В.Н. Мясищева; 

  • теория общения А.А. Бодалева;

  • теория коммуникативной функции речи Н.И. Жинкина;

  • метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М.Дубровского;

  • теория и практика творческой коррекционной педагогики А.С.Макаренко.

 

Логопсихотерапевтические технологии:

  • библиотерапия (сказкотерапия);

  • сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии;

  • полный стиль произношения как ведущая логопедическая технология;

  • дыхательная зарядка А.Н.Стрельниковых;

  • система постановки голоса;

  • коммуникативный тренинги;

  • психотерапевтические беседы;

  • система телесно-ориентированных упражнений;

  • релаксационные упражнения;

  • публичные выступления.

 

Этапы работы:

  1. подготовительный, проводится в течение 0,5-1 года, в основе – методы психодиагностики, библиотерапии и логопедичеческой диагностики;

  2. сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, направленный на одномоментное снятие заикания; после него на участников групп накладывается 3-дневное молчание;

  3.  активная логопсихотерапия; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» в течение 2-4х недель;

  4. контрольно-поддерживающий этап, начинается спустя 2-3 месяца после активной логопсихотерапии; ежедневные занятия проводятся методом «погружения» в течение 1 недели;

  5. этап «стариковства»; выпускники групп помогают новым участникам групп и являются со-руководителями групп.

 

Индивидуальная работа.

Индивидуальные занятия предшествуют либо сочетаются с групповой работой. Используются логопедические технологии по нормализации темпо-ритмической стороны речи, логопедический массаж, метод БОС (биологической обратной связи), методы психологической поддержки и немедицинской психотерапии.

 

Специалисты.

Весь комплекс работы по социореабилитации человека с нарушенной речевой коммуникацией проводят семейные логопсихотерапевты. Они проходят специализацию по семейной групповой логопсихотерпии, которая базируется на высшем профессиональном логопедическом и психологическом образовании.

 

Результаты работы.

У  участников групп логопсихотерапии  формируется широкий спектр коммуникативно-речевых качеств:

  • грамотная, плавная, четкая  и уверенная речь;

  • способность убеждать и договариваться с собеседником;

  • готовность к публичному выступлению  перед разнообразной аудиторией;

  • способность организовать и провести эффективную         презентацию и самопрезентацию.

  • готовность участвовать в дискуссии, работать в команде, т.е. готовность позиционировать себя как КОММУНИКАТИВНО УСПЕШНОГО человека. 

 

Достижения.

О работе групп  сняты  научно-документальные фильмы  «Человек может все»  (1986,  Т/О «Экран»,  реж. А. Шувиков), «Человек может все – 2» (2001, «СКИП-фильм», реж. А. Шувиков). Опыт работы обобщен и опубликован на сайте Психологического института РАО. Коллектив является лауреатом Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» (2006, 2015, 2016) и Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы» (2014, 2015). На материалах научно-экспериментальной работы групп логопсихотерапии защищены две докторские и пять кандидатских диссертаций. Созданы специализированные программы для лиц с заиканием и иными формами речевых патологий. Опубликованы монографии, коллективные монографии, многочисленные статьи в ведущих журналах и сборниках научно-практических конференций. Коллективная монография отмечена Дипломом Российского  психологического общества (2012 г).

  

Логопсихотерапия  в Таганроге.

Группы семейной логопсихотерапии функционируют в г.Таганроге с 1999г. В 2016 г. открыт единственный в стране речевой центр, имеющий на постоянной основе группы для заикающихся детей 3-4 и 5-6 лет, младших школьников 7-12 лет, подростков и взрослых от 13 лет.

Мы учим людей разговаривать! Скажи легко!

©2020

Центр развития и коррекции речи И.В.Янченко

Время работы: с 9 до 20.00. Прием ведется по предварительной записи.