РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ С ПОЗИЦИИ ОДАРЕННОСТИ

К 100-летию Натана Семеновича Лейтеса. Статья И.В. Янченко «О настоящем» из сборника ПИ РАО «Проблема индивидуальных различий и одарённости: современный взгляд». Памяти Н.С. Лейтеса (1918-2013):

Большие вклады в науку делают очень талантливые и глубоко ответственные ученые. Прикоснуться к Настоящему в психологической науке мне во многом помогла встреча с выдающимся специалистом в области дифференциальной и возрастной психологии Натаном Семеновичем Лейтесом. Многолетняя работа в системе семейной групповой логопсихотерапии с необходимостью требовала обсуждения, осмысления и обоснования многих неоднозначных феноменов, касающихся возрастных особенностей, индивидуальных характеристик и проявления способностей и одаренности наших заикающихся пациентов. Сотрудничество с Натаном Семеновичем, его заинтересованное и внимательное отношение к нашей работе способствовало тому, что система логопсихотерапии была поднята на новый уровень научно-теоретических и практических достижений. Постараюсь, придерживаясь в изложении принципа искусной простоты Лейтеса, представить нашу работу в свете его исследований.

Библиотерапия в логопсихотерапии

Система семейной групповой логопсихотерапии выстроена Н.Л. Карповой[2] на основе комплексной методики социореабилитации для заикающихся подростков и взрослых Ю.Б. Некрасовой[8]. Юлия Борисовна разрабатывала свою методику с начала 1960-х годов, совершенствуя ее элементы и приемы. С 80-х годов она стала широко применять новый метод библиотерапии – лечение направленным чтением. Не занимаясь специально вопросами заикания, Натан Семенович точно определил ведущую роль библиотерапии в нашей системе и дал глубокое описание этого метода. В статье «Использование художественной литературы в логопсихотерапии» в сборнике «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании» (2004), посвященном памяти Ю.Б. Некрасовой, он пошагово анализирует механизм воздействия художественных произведений на личность заикающегося. Особо отмечено новаторство самой системы приобщения пациентов к углубленному чтению: «То, что нужно было именно написать о мыслях и чувствах по поводу прочитанного, было для заикающихся гораздо легче, привычнее, чем если бы требовалось рассказать устно...» [5, c. 77]. Далее психолог акцентирует свое внимание на лечебных моментах работы с книгой: «В отзывах пациентов выступает внутренняя затронутость произведением, стремление осознать его смысл, разобраться в своих чувствах к персонажам, соотнести содержание текстов с собственным жизненным опытом, со своими проблемами...». [там же, с. 77].

Заметим, что именно в данной статье Натан Семенович впервые указывает на тот факт, что методика Ю.Б. Некрасовой переросла рамки метода, поскольку имеет уже два поколения последователей, и в настоящее время можно говорить о наличии «подлинно научной школы» [там же, с. 78]. Особую ценность для нашей работы представляет предисловие, написанное Н.С. Лейтесом к книге «Библиопсихология и библиотерапия» (2005). Подчеркивая актуальность обсуждаемой темы «Человек и книги», психолог выделяет жирным шрифтом следующие строки: «Библиотерапия – она может пониматься не только как лечение, но и как воспитание с помощью книг.

Тем самым она имеет отношение как к медицине, так и к педагогике» [1, c. 13]. В данном предисловии удивляет многогранность и глубина видения Натаном Семеновичем каждой статьи, написанной специалистами в различных областях: педагогами, психологами, библиотечными работниками, логопсихотерапевтами. Он внимательно всматривается в текст, изучает, анализирует, обобщает... Предисловие Н.С. Лейтеса к большой коллективной монографии о психологии чтения – это размышления заинтересованного и компетентного в данной области специалиста о психологических механизмах восприятия текста, о развитии личности посредством направленного чтения, о влиянии рекомендуемых психотерапевтом книг на речевые и личностные изменения заикающихся. Повезло в этом плане и моим (тогда – первым) статьям, опубликованным в данном сборнике, – редактор тонко уловил их суть, отметил главное и увидел перспективы развития: «...И.В. Янченко исходит из возможности формализованной обработки библиотерапевтического материала методом контент-анализа, по-видимому, здесь открывается перспектива повышения объективности и строгости методики...» [1, c. 23].

Об одаренности общей и возрастной

С заикающимися пациентами разного возраста мы работаем в системе семейной групповой логопсихотерапии уже более пятнадцати лет, и каждый раз не перестаем отмечать их таланты, уникальность, неповторимость, порой явную одаренность некоторых участников. И здесь для нас главным ориентиром являются работы Н.С. Лейтеса. В его книге «Возрастная одаренность и индивидуальные различия» говорится о том, что талант определяется не столько умственным развитием человека, сколько индивидуальным своеобразием и совокупностью входящих в него факторов [4]. Отметим, что, согласно некоторым данным, у заикающихся коэффициент IQ выше, чем у среднестатистического жителя нашей планеты, но по Лейтесу, определение одаренности через нахождение коэффициента интеллектуальности недостаточно для выявления уровня одаренности.

Участники наших групп – удивительные, интересные люди, отличающиеся от многих... У них свой взгляд на мир, свой почерк, свои краски в описании ряда явлений, особенно в системе «человек – человек», «человек – общество»... Работа с ними увлекает... Среди них встречаются настоящие мастера слова, музыки, рисунка... Когда я писала эту статью, позвонила 17-летняя выпускница группы «Таганрог-13» Катя К. и сообщила радостную новость: на олимпиаде по живописи, проводимой Академией искусств Ростова-на-Дону, среди более трехсот участников она заняла первое место! Как гласит один из плакатов, на котором размещены портреты выдающихся заикавшихся – Демосфена, короля Георга VI, Уинстона Черчилля, Льюэса Кэррола и еще ряда знаменитостей: «Если ты заикаешься – радуйся! Значит, ты в хорошей компании». Эти слова находят подтверждение и в каждой нашей группе, независимо от возрастных различий участников.

Логопсихотерапевтические группы Таганрога имеют свое лицо; новым шагом в развитии системы логопсихотерапии явилось снижение возрастных границ заикающихся пациентов, что стало возможным благодаря привлечению к активному участию в процессе социореабилитации родителей и старших родственников пациентов (Н.Л. Карпова, 1997 [2]).

Научное обоснование данному вектору развития системы Ю.Б. Некрасовой мы также находим в работах Натана Семеновича. Он доказывает положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сензитивные периоды психического развития. Приводя в пример насыщенные богатым жизненным материалом психолого-педагогические характеристики основных школьных возрастов (учащихся второго, шестого и девятого классов), ученый обозначает возрастные особенности каждого из них как предпосылки развития способностей.

В разновозрастных группах Таганрога много младших подростков, начиная с 2000-го года, возраст участников варьировал от 10 до 35 лет. Наши исследования показывают, уже в этом возрасте можно говорить о личностном росте как осознаваемом и управляемом процессе саморазвития; его актуализация обуславливается становлением субъектных характеристик личности и изменениями в ее ценностно-смысловой сфере. Личностный рост младших подростков в разновозрастном коллективе имеет позитивную динамику при его активной фасилитации через создание комплекса психолого-педагогических условий, определяемых содержанием каждого этапа логопсихотерапевтического процесса (А.Ю. Кругликова, 2006 [3]).

В 2009 году впервые в состав разновозрастного коллектива были включены 8-летние дети, проходившие лечебно-обучающий курс вместе со своими заикающимися мамами.В 2011 году успешные результаты были отмечены у 7-летнего мальчика, который также выполнял все задания вместе со своей семьей. Практический опыт позволяет нам утверждать, что разновозрастной коллектив представляет собой продуктивную среду с особой социальной ситуацией развития, в которой реализуются многие возрастные потребности.

На основе полученных экспериментальных данных система семейной групповой логопсихотерапии была адаптирована для заикающихся дошкольников, а в дальнейшем на базе МДОУ «Здоровый ребенок» г. Таганрога была организована экспериментальная работа по теме «Создание организационной модели семейной групповой логопсихотерапии для детей, имеющих отклонения в развитии, в условиях детского сада».

В настоящее время можно считать правомерным расширение области применения данной системы для дошкольников, имеющих различные речевые дефекты, в частности – общее недоразвитие речи. Для нас принципиально важно – работать не только над социореабилитацией заикающихся подростков и взрослых, но и формировать личностные качества, способствующие продуктивному речевому общению у детей дошкольного возраста. По Н.С. Лейтесу, необходимо учитывать и использовать все возрастные возможности каждой категории участников разновозрастных и одновозрастных групп [4].

Одаренность создается

Система семейной логопсихотерапии выстроена на научно обоснованных механизмах сложного и многопланового процесса социореабилитации [2; 9]. Обратимся к вопросу организации успешной деятельности по восстановлению (формированию) полноценного речевого общения (как и любой деятельности вообще). Настоящим открытием для меня стала статья Н.С. Лейтеса «Склонность к труду как фактор одаренности», в которой утверждается, что «одаренность создается в процессе деятельности». Задача логопсихотерапевта и состоит в запуске «движущих сил формирования, или становления одаренности, поскольку одаренность всегда является результатом развития» [7, cc.7-8]. В нашей системе этот психологический механизм называется «мотивационной включенностью в деятельность» (Н.Л. Карпова, 1997); именно внутренняя активность самих пациентов, формируемая целенаправленно от этапа к этапу логопсихотерапевтического процесса – от намека на нее на первой консультации – до активной деятельности, основанной на четком и полном осознании мотива, который приобретает силу настоятельной потребности к изменению [2; 9].

Ответы на дальнейшие вопросы дало изучение статьи Натана Семеновича «Об умственной одаренности» [4], где он описывает, в каком случае склонность к труду переходит на уровень достижений. Ключевые моменты при этом определяются «усиленной захваченностью личности процессом работы» и «сознательной целенаправленностью», которая «направляет и напрягает душевные силы». Изучение катамнеза выпускников наших групп позволяет утверждать, что эффективность логопсихотерапевтического воздействия (в том числе этапа поддерживающей терапии) устойчива и много лет спустя прохождения группы. Различия катамнестических данных, полученные при диагностике заикавшихся пациентов непосредственно после прохождения группы и на сегодняшний день (отсроченные), не значимы (речевые притязания t=0,99; n=19, t<0,10; речевая тревога t=0,999; n=19, t<0,10). Подчеркнем – эти результаты показали выпускники, вышедшие на стабильный уровень гиперкомпенсации дефекта как в речевом, так и психологическом плане именно благодаря высокой работоспособности, ставшей устойчивым свойством личности. Наши выпускники не перестают говорить о пробуждении в них «способности к саморазвитию», которая не только блокирует невротическую составляющую в структуре дефекта заикания, но и во многих случаях полностью устраняет патологию речевого общения:

«Наверное, во мне изменился не характер, а изменилось то, что мне захотелось много всего добиться. Не сидеть в 4-х стенах, а что-то делать: научиться играть на фортепиано, играть в театре, работать среди людей много и радостно. Не могу сказать, что всѐ выполнила, но, будучи уже совсем взрослой, пошла учиться и закончила институт. Очень собой горжусь» (О.Э., 41 год).

«Моя работа непосредственно связана с ежедневным общением (я инженер по снабжению в строительной компании): телефонные переговоры, личные встречи с поставщиками. Эмоции переполняют, когда чувствуешь, что была на высоте в общении с тем или иным человеком. Я с превеликим удовольствием общаюсь с людьми (с незнакомыми - вдвойне), первая иду на «контакт». Через год после занятий в группе я переехала в другой город, где не было ни одного близкого человека, кроме мужа, - признаюсь, мне хотелось произвести впечатление на его друзей и семью, и как-то лучший друг мужа сказал мне: «А у вас в Таганроге все так выразительно разговаривают?!» (я ему зачитывала какую-то выдержку из документа)... Видели бы Вы, как горели мои глаза в тот момент!!!!!!!» (К.Л., 25 лет).

Об индивидуальных особенностях и диалоге

Динамическая психотерапевтическая психодиагностика, разработанная Ю.Б. Некрасовой [8] для проведения на подготовительном этапе логопсихотерапии, завершается написанием подробной психолого-педагогической характеристики каждого заикающегося. Высокую оценку этой форме работы дал Н.С. Лейтес: «В Таганроге умеют видеть и обобщать индивидуальные особенности участников групп...». В дальнейшем собранная информация служит основой для создания «портрета неповторимости», который предъявляется каждому пациенту на следующем этапе работы – сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии. Индивидуальное внушение каждому пациенту выстраивается с опорой на его библиотерапевтические и диагностические материалы, а также на материалы его родственников. В уже упоминавшемся Предисловии по поводу моей статьи Натан Семенович, в частности, написал: «Показано, что библиотерапевтическая методика не только вовлекает пациентов в диалог (поначалу с героями художественного произведения, с его автором, с психотерапевтом), но и каждая из ее функций в лечебно-воспитательном процессе содействует восстановлению нарушенного диалогического общения. Указаны также некоторые внутренние и внешние предпосылки эффективности библиотерапии, в их числе, едва ли не в первую очередь, –диалог с ближайшим окружением пациента» [1, с. 21].

Напутствие

Автореферат моей кандидатской диссертации был удостоен чести – не побоюсь высокого стиля – быть прочитанным и получить отзыв Натана Семеновича. Уже сам факт, что отзыв о диссертации пишет сам Лейтес, волновал меня чрезвычайно. С тревогой и трепетом ожидала я его заключения... Читаю – нет ни одного формального слова... Все четко... объективно... просто... И вывод: «Автор проявил себя психологом по призванию. По-моему несомненно, что в лице автора диссертации, Ирины Владимировны Янченко, мы имеем уже состоявшегося, высоко компетентного и творческого ученого» [6, с.2]. Эти слова для меня равнозначны награде Золотой Олимпийской медалью, они стали напутствием и высшим допуском в Настоящую психологию. Дорогой Натан Семенович, СПАСИБО ВАМ за Настоящее!!!

Литература

1. Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. 2.Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997; 2-е изд. М.: Флинта, 2003.

3.Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). – Дисс. ... канд.психол.наук. –Ростов-на-Дону, 2006.

4.Лейтес Н.С. Возрастная одарѐнность и индивидуальные различия: Избранные труды. -3-е изд. испр. и доп. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2008.

5.Лейтес Н.С. Использование художественной литературы в логопсихотерапии// Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании: Материалы Н-П конференции памяти Ю.Б. Некрасовой (Москва, ПИ РАО, 14 октября 2004 г.) / Ред. С.Н.Шаховская, В.И. Селиверстов, Н.Л. Карпова. М. –Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – С. 76-80.

6.Лейтес Н.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.В. Янченко «Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе (на примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии)». М., 2006 (из архива автора). 7.Лейтес Н.С. Склонность к труду как фактор одаренности // Вопр. психол. труда и искусства. 19. Труды института Психологии. Вып. 25, 1950. -С.7-48.

8.Некрасова Ю.Б.Лечение творчеством. М.: Смысл, 2006.

9.Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л.Карповой. М.: СПб: Нестор-История, 2011.

10. Янченко И.В. Формирование диалогического общения в логопсихотерапевтическом процессе (на примере групп семейной логопсихотерапии): Дисс. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2006.

Янченко Ирина Владимировна

кандидат психологических наук, учитель-логопед; доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок»; Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ) Таганрог

Ссылка на статью https://psy.su/feed/6827/


Избранные посты
Посты скоро появятся
Следите за обновлениями
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon

©2020

Центр развития и коррекции речи И.В.Янченко

Время работы: с 9 до 20.00. Прием ведется по предварительной записи.