СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ   И   ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

В данной статье рассматривается вопрос об использовании драматерапии в процессе работы семейной групповой логопсихотерапии; предлагаются технологии, формирующие сценические мастерство заикающихся участников групп логопсихотерапии; анализируются показатели жизнестойкости и жизнеспособности как некоторые маркеры динамики речевых и психических характеристик в данных процессах.

Актуальность обсуждаемой в данной статье проблемы обусловлена тем, что в нашем развивающемся обществе, которое характеризуется стремительной технократизацией, ростом социальных, общественных, экономических трудностей, социальной напряженности, многим тяжело себя чувствовать раскрепощенными, свободно общаться, управлять своими эмоциями, быть уверенными в себе. Люди испытывают трудности в выражении своих мыслей, настроения. Как следствие, человеку необходимо противостоять всем возникшим жизненным трудностям. При этом он должен сохранить высокую адаптивность, уверенность в себе, стремление к новым достижениям, способность рисковать, а самое главное – свою индивидуальность. Эти компоненты являются составляющими таких понятий, как жизнестойкость и жизнеспособность.

На сегодняшний день существует следующее определение термина жизнеспособности: «жизнеспособность – это индивидуальная способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационной, когнитивными сферами в контексте социальных, культурных норм и средовых условий» [1, с.294]. По С. Мадди: «жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации». Развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей.

Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья, оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях [2, с. 6]. В одной из последних статей Мадди пишет: «Жизнестойкость формирует мужество признавать (а не отрицать) стресс, и мужество пытаться превратить его в преимущество». В свою очередь, жизнеспособность дает успешную адаптацию, несмотря на риск и бедствия.

Трудности в жизни человека возникают как следствие его многогранного взаимодействия с внешним миром, и человек пытается с ними справиться. Компоненты жизнестойкости и жизнеспособности не являются врожденными качествами, это система убеждений, которая может развиваться и формироваться в течение всей жизни. Если изменить саму ситуацию нельзя, жизнестойкое совладание принимает форму компенсаторного саморазвития. Человек идет активным путем, в этом случае он получает гибкость, опыт и вариативность поведения в той или иной жизненной ситуации, растет личностно, что говорит о его хорошей жизнестойкости и жизнеспособности. В случае совладания с проблемами по пути пассивного действия (инфантильность, стремление плыть по течению), происходит накопление отрицательного опыта, что ведет к психологическим травмам, которые потом перерастают в страхи, неврозы. В данном случае мы говорим о низких показателях жизнестойкости и жизнеспособности.

Рассмотренные выше термины связаны с готовностью к творческому освоению человеком природных и социальных обстоятельств, их преобразованию, к жизнетворчеству в сфере собственного существования.

Часто бывает, что хочется переиграть то или иное действие, ситуацию, но… «занавес, сцена сыграна». В отличие от театральной сцены, на которой можно отрепетировать свою роль, уподобляя себя лицу, от имени которого актер действует, на «сцене жизни» человек играет свою роль и проигрывает реально ее в той или иной жизненной ситуации единожды, и репетиций нет. Человек изо дня в день может возвращаться к негативному «эпизоду» своей жизни, пытаясь мысленно проиграть новый сценарий. В большинстве случаев мысленное «проигрывание сценариев» приводит к эмоциональной подавленности. Она, в свою очередь, приводит к зажимам, которые проявляются не только во внутреннем мире, но и в мимике, и в дефектах речи. В этом случае необходима психокоррекция личности и реконструкция ее нарушенных отношений. Самому человеку тяжело вырваться из этого порочного круга, снова стать «творцом» своей жизни, поэтому ему необходима психологическая, логопсихотерапевтическая помощь.

Проигрывание человеком различных ролей на сцене является одним из популярных групповых методов психокоррекции. При использовании такого приема задействуются как вербальные, так и невербальные средства. Таким образом, достигается ключевая цель — через влияние на эмоциональную сферу человека воздействовать на его нарушенные психические механизмы, склонить его к изменению поведения, принятию осознанных личностных решений в целях нормализации его взаимодействия со средой, улучшения социальной адаптации.

Главная идея проигрывания ролей – это перевоплощение, что позволяет внешне (костюм, грим, маска) и внутренне (мысли, эмоции, характер) слиться со своим персонажем. В процессе перевоплощения действия, мысли и чувства находятся в неразрывном единстве. В сценической игре требуется максимальное приближение к реальности. Актер вживается в своего героя, отражая его внутренний мир. Проживает его жизнь, сопереживает ему, вследствие чего идет внутренняя работа над собой. Включаются такие психофизические процессы, как воля, эмоции, память, воображение, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.

Психолог, логопед, логопсихотерапевт опираются на драматерапию как на метод групповой психокоррекционной работы, при этом участники не обязательно должны обладать актерским мастерством. Актер драматерапии получает возможность ощутить себя творцом за счет проработки образов героев, их действий, характера, множества вариантов межличностных отношений. Это ощущение контроля и в тоже время свободы способно развить в человеке, находящемся в разладе с окружающим миром и прежде всего с собой, уверенность в себе, раскрепощенность, желание действовать, понимать многогранность и вариативность поведения в различных ситуациях. Это тесное взаимодействие людей с их поступками и влиянием друг на друга. Драматерапия включает в себя различные компоненты социального опыта, событий, позволяет сфокусироваться на том, как люди вместе соприкасаются, это групповое занятие, которое предполагает наличие актеров и зрителей, они образуют единую группу, переживающую определенный опыт, тот или иной фрагмент жизни.

В системе семейной групповой логопсихотерапии (Ю.Б.Некрасова, Н.Л.Карпова) драматерапия используется как один из методов психокоррекционной работы над речевым дефектом – заиканием. Логопсихотерапия – это разновидность логопсихотерапии, направленная на восстановление нарушенного речевого общения, она предполагает участие в работе группы родителей и родственников заикающихся детей, подростков и взрослых. (Н.Л. Карпова, 2003) [4, с.112].

Многолетний опыт работы показывает, что ведущими факторами, способствующими преодолению заикания у детей и взрослых, являются:

- включение всех членов семей в процесс социальной реабилитации на всех этапах работы, как равноправных и активных участников;

- создание в группе особого взросло-детского пространства, которое объединяет всех участников для эмоционального соучастия и сотворчества;

- обеспечение во всех видах групповой работы диалогического общения;

- организация межличностного взаимодействия взрослых и детей, позволяющая каждому участнику изучать стиль общения свой и партнера, разнообразить репертуар общения с разными членами семьи, накапливать разносторонний коммуникативный опыт [4. с.101].

Данные факторы расширяют возможности работы не только с дефектом пациента, но и дают вероятность проработки и положительного изменения паттернов поведения родителей и детей, в результате чего возможно изменение компонентов жизнестойкости и жизнеспособности.

Основываясь на предположении о том, что драматерапия в процессе работы в группах логопсихотерапии как метод динамики речевых и психических характеристик повлечет изменения компонентов жизнестойкости и жизнеспособности, мы проводили диагностику этих показателей до и после работы с этими группами. Были обследованы участники групп в Таганроге в июле и августе 2019 г. на базе Центра развития и коррекции речи И.В. Янченко.

Проводилось тестирование среди родителей и взрослых пациентов в двух группах с последующим анализом тестов и отзывов участников после проведенной работы. Возраст 16 участников на момент обследования был от 16 до 48 лет. Им были предложены: тест «Жизнестойкость» в адаптации Д.А.Леонтьева, Е.И.Рассказовой, тест «Жизнеспособность» Е.А.Рыльской. После обработки тестов, мы получили следующие результаты (в данной статье приводится их краткий анализ):

- тест «Жизнестойкость»: до прохождения работы в группе - 86 баллов (средние показатели), после групповой работы - показатель равен 93 балла (средние показатели), что говорит о положительной тенденции к росту в среднем по группе;

- тест «Жизнеспособность»: до работы в группе, сфера (индивидуальные характеристики) I - 41, сфера II (семейная поддержка) – 30, сфера III (контекст) – 40, после групповой работы, - сфера I - 42, сфера II – 30, сфера III – 45. По результатам виден положительный рост в сфере III, небольшой рост в сфере I.

Нам хотелось бы здесь представить некоторые отзывы участников группы, проанализированные нами, которые они написали после своих выступлений:

«…Выйти в круг станцевать было несложно. Я чувствовал, что мы единое целое, мы плывем в одной лодке, никто и не подумает смеяться надо мной и тыкать пальцем. Выйти не было страшно, это стало привычно», «…И они [участники группы] тоже волновались! Видимо, нащупали у Вовы живое. Он не вел себя так, когда мы по очереди выходили в круг ранее. Значит, у него что-то есть сокровенное в душе, и именно туда сегодня и попали. Он заплакал. Так, что даже Никиту зацепило. Но ведь это здорово. Это настоящие, неподдельные эмоции. Значит, если что-то в душе у него вызывает такие эмоции, значит, он сможет использовать свои внутренние страхи в дальнейшем, сможет превратить их в силу и вдохновение, если захочет и поработает над этим» (Дмитрий П., 27 лет).

«Понравилось выступать на сцене, это была моя первая главная роль. Встревожила весть о том, что в очень скором времени будет экзамен. А встревожила потому, что я понятия не имею, что мы будем играть на сцене. Но я себя успокаиваю тем, что и не такие испытания были на моём пути и я их проходил, поэтому надеюсь, что мы справимся с этой задачей» (Даниил М., 16 лет).

В этих отзывах мы видим удовольствие от проделанной работы, радость за себя и своих товарищей, уверенность в себе и готовность работать, несмотря на трудности и испытания, которые возникают на выбранном пути.

Из приведенных отзывов участников, мы можем сделать вывод о намеченных положительных тенденциях в изменении их психического состояния, что находит свое отражение в улучшении показателей жизнеспособности и жизнестойкости. Каждое выступление участников – это определённая веха, которая отмечает следующую ступеньку новых достижений и побед.

Данную статью хотелось бы завершить такими словами: «Жизнеспособный человек – это человек-творец, который умение жить превращает в искусство, которому нужно учиться».

Литература:

  1. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция //Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы/Отв. Ред. Л.Г. Журавлев М.:Изд-во ИП РАН, 2007. 624 с.

  2. Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

  3. Сибирский психологический журнал, 2009 г. №31. 94 с.

  4. Кругликова А.Ю. Семейная групповая логопсихотерапия: учебное пособие/ под ред. Н.Л. Карповой. – Санки-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологического высшего образования, 2017. -421с.


Избранные посты
Посты скоро появятся
Следите за обновлениями
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon

©2020

Центр развития и коррекции речи И.В.Янченко

Время работы: с 9 до 20.00. Прием ведется по предварительной записи.