Заикание у детей

Работа с заикающимися людьми разного возраста (взрослыми, подростками, младшими школьниками, дошкольниками) является нашим профессиональным как практическим, так и теоретическим интересом более 19 лет.

 

Заикание как детская болезнь.

Заиканием страдает примерно 3% взрослого и 5% детского населения. Начало заикания обычно падает на период интенсивного развития речевой функции (от 2-6 лет). Поэтому заикание нередко называют «детской болезнью». Специалисты объясняют возрастную избирательность появления заикания тем, что в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии формирования. В связи с этим речевая функциональная система является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

 

Определение.

В школе семейной логопсихотерапии понимают заикание как сложное психофизиологическое состояние, которое выражается в нарушениях темпа, ритма и плавности  речи и проявляется в ситуациях значимого общения на фоне отрицательных эмоциональных состояний, что ведет к деформации личности заикающихся.

Симптоматика. Помимо речевых судорог (тонических, клонических, дыхательных, голосовых, артикуляционных), к проявлениям заикания относятся нарушения дыхания и вегетативных реакций, сопутствующие движения, речевые эмболы, логофобический синдром (страх речи).

 

Причины.

А. Предрасполагающие причины:

  • определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет);

  • особое состояние центральной нервной системы;

  • наследственный фактор;

  • индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза (задержка или опережение речевого развития);

  • функциональная ассиметрия мозга (когда ребенок пользуется одновременно и  правой, и  левой руками, либо при грубом переучивании с левой руки на правую);

  • половой деморфизм (у мальчиков заикание встречается в 3- 4 раза чаще, чем у девоче).

Б. К производящим причинам относятся :

  • хронические психические травмы (например, с напряженный психологический климат в семье или неблагополучные детско-родительские отношения);

  • острые психические травмы.

 

Формы заикания.

Заикание невротическое – заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; синоним термина «заикание функциональное», «логоневроз».

Заикание неврозоподобное – заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; чаще всего вызывается органическим поражением центральной нервной системы; синоним термина «заикание органическое».

Чаще на практике бывает смешанная форма заикания.

               

Фиксация на речевом дефекте.

Критическим периодом в развитии заикания называют момент, когда ребенок впервые обращает внимание на свою неправильную речь. М.Е.Хватцев писал об этом: «первичное спотыкание от травмы (шока) – еще не заикание, это просто расстройство координации. Но когда у ребенка остаются воспоминания и мысль, что он может споткнуться снова,  когда у ребенка происходит фиксация внимания на спотыкании – тогда начинается развитие действительного заикания».

Со временем появляется явление, благодаря которому развивается невротическое расстройство – «чувство собственной неполноценности». Образуется «порочный круг» – болезненный симптом заставляет ребенка фиксировать на нем свое внимание, вследствие этого заикание усиливается. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает чаще.

 

Методика.

Для заикающихся детей принято различать два вида помощи.

1.Оказание комплексной медикаментозной и логопсихотерапевтической  «скорой помощи» при заикании, которое только что возникло и длится не более 3х месяцев.

2.Оказание комплексного медикаментозного и логопсихотерапевтического воздействия при хронической форме заикания независимо от течения заикания (постоянного или рецидивирующего).

Система семейной групповой логопсихотерапии  является одной из наиболее эффективных и перспективных в плане восстановления и /или формирования полноценного речевого общения.

Чем раньше начинается коррекционная работа по восстановлению темпо-ритмической организации устной речи у заикающихся детей, тем больше шансов устранения заикания.

Мы учим разговаривать! Скажи легко!